Какова природа страха?

Что же касается динамически возвышенного, то оно, по теории Канта, приписывается природе не как величине, а как силе. Существенным признаком сил природы, рассматриваемых как возвышенные, является их способность внушать страх. Но одного этого условия еще недостаточно. Более того, кто действительно боится, тот вообще не может судить о природе эстетически, так как это или соответствует, или противоречит интересам людей. Возвышенным сила природы представляется тогда, когда в суждении о ней человек ее находит страшной, но при этом не испытывает реального страха за свою жизнь и судьбу. Более того, страшные на вид предметы природы гром, вулканы, ураганы и т. Чувство превосходства над природой возвышается над страхом перед ее могучими явлениями.

Возвышенное и низменное

У себя на родине он более известен как политический деятель и публицист. Названная книга представляла собой памфлет, направленный против буржуазной революции во Франции, начавшейся в г. Бёрк выступал в книге как идеолог наиболее консервативной части английской буржуазии, как выразитель интересов правящих кругов, готовившихся развязать войну против страны, поднявшейся на борьбу с абсолютизмом и феодальными порядками. Отрицая право народа на революцию, Бёрк выступал в защиту монархии, доказывал необходимость сохранения существующих политических учреждений.

В начале г. И не только на Британских островах.

Актуальность. Чувства и эмоции играют значительную роль в социальном бытии источники страха внутри нас самих, обусловленными природой нашего Для этого важно понять природу страха, его виды и формы, его .. в контексте аналитики возвышенного И. Канта и понятия нуминозного Р. Отто//.

Это объективное эстетическое свойство, которое оказывает влияние на жизнь целых народов или всего человечества. Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, радости. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека - оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность. Одновременно оно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой, так как предполагает преодоление человеком своей тревоги и страха.

Как только мощное масштабное явление природы хотя бы опосредованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным.

Но чувство возвышенного не только связано с нравственным самосознанием. Через эту связь оно соединяет человека со с ве рх чу вс тв ен ны м миром. Именно этот ход мыслей сделал философию Канта исходной в развитии философии немецкого объективного идеализма. Из своей характеристики возвышенного Кант вывел м од ал ьн ос тьсуждения о возвышенном. Оно имеет свою основу в самой человеческой природе:

Прекрасное в природе касается формы предмета, которая состоит в . В самом деле, так как чувство возвышенного предполагает связанное с .. разума как источника идей, т. е. такого интеллектуального соединения, и невозможно находить удовольствие в страхе, если его действительно испытывают.

Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в истории эстетической мысли. Трактат Цецилия не дошел до нас. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: Эпоха Средневековья Эпоха Средневековья связывала возвышенное с Богом. Характерно доказательство Ансельмом Кентерберийским существования Бога.

Но в понятие о высшем благе входит бытие, ибо небытие — не благо, а зло.

Природа возвышенного

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли.

Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха.

Одна из «вечных» тем и в философии, и в литературе — это происхождение Зла в природе человека. Но ведь и чувство страха бывает разным. с чем -то пугающим, неведомым ему — источник любого напряжения в «готическом » романе. о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного.

Возвышенное Возвышенное Одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и, одновременно, страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания. В имплицитной эстетике понятие возвышенного в смысле, близком к эстетическому, появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, приписывавшегося провидцам, поэтам, живописцам; восхождения к божественной идее прекрасного— у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи — высокий, величественный, строгий.

Эти идеи подытожил в сер. Автор трактата подчеркивает, что оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою. Эстетическое сознание в византийско-православ-ном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории, как образ, икона, символ, знак, выполняющие, прежде всего, анагогическую возводительную , то есть духовно-возвышающую функцию, а прекрасное было осмыслено как символ божественной Красоты и путь к Богу.

Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного. В эксплицитной эстетике систематическое осмысление возвышенного начинается с трактата Э. Бёрк утверждает, что прекрасное и возвышенное имеют противоположные природы. Если прекрасное основывается на чувстве удовольствия, то возвышенное — неудовольствия. Отсюда объекты, их вызывающие, также во всем противоположны.

Все, что возбуждает ужас в человеке, может, по Бёрку, быть источником возвышенного. Идеи английского мыслителя были активно восприняты немецкими философами. В искусстве он различал два вида возвышенного:

/ Возвышенное

Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 2. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное 3. Эстетическое прекрасное в истории эстетики, прекрасное и польза, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое в жизни и искусстве, катарсис, природа комического, юмор, сатира, сарказм, остроумие, гротеск, парадокс. В эстетике есть категория, которая выступает как метакатегория науки — это категория эстетического. Система эстетических категорий, предложенная Е.

Основной предпосылкой Бёрка, таким образом, является то, что страх страхкакнеобходимое условие возникновения чувства возвышенного. Динамически возвышенное относитсяк необузданной силе природы, Такимобразом, можно сказать,что возвышенное является просто косвенным источником.

И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в ходе жизнедеятельности ряда поколений. Возвышенное в искусстве Возвышенное в искусстве. Грекицаря богов видели в могучем Зевсе. В Олимпии в храме Зевса и в скульптурном изображении бога-громовержца выразительно запечатлено возвышенное. Храм Зевса был повержен землетрясением. Статуя была так рассчитана по отношению к высоте храма, что если бы сидящий бог поднялся, то головой пробил бы крышу.

Вся композиция как бы говорила: Древнегреческая архитектура прекрасна в своей человечности. Ей присуще то, что Аристотель называл мерой: Египетские же пирамиды возвышенны.

ЭДМУНД БЁРК КАК ЭСТЕТИК

Первоначально возвышенное было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. В веке ученик известного греческого ритора Аполлодора Цецилий, родившийся всицилийском городе Калакты, написал сочинение"О возвышенном", где рассматривались специальные правила возвышенного стиля, вопросы техники ораторской речи, классифицировались стилистический фигуры и тропы. Стилистические принципы ораторского искусства, выдвигавшиеся Цецилием, легко были распространены им на литературу, находившуюся под большим влиянием риторики.

Трактат Цецилия не дошел до нас.

Читай онлайн книгу «Жизнь без страха», Валерия Синельникова на В современном мире чувство страха пропитывает практически все стороны жизни. и Природу за прекрасную сырую погоду и за урок выносливости, он просто Как только я оказываюсь на каком-то возвышенном месте или подхожу к.

Прекрасное, красивое, изящное, безобразное. С античных времен в эстетике преобладает представление о прекрасном как об объективно существующем. Прекрасное для древнегреческих философов — это не субъективное представление и не иллюзия, это реальность. Всеобщее античное уважение к космосу, ко всем его мельчайшим частям, отношение ко всему окружающему как к величайшему творению сказалось на эстетических представлениях. Пифагорейцы, например, считали, что прекрасное связано с космосом и определяется гармонией.

Концепция Вселенной Гераклита диалектична и включает в себя эстетическую картину мира здесь философия и эстетика выступают как прекрасное — вечно меняющееся и обновляющееся, гармония — динамическое равновесие. Оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там Прекрасное выступает здесь как вечная идея, чуждая изменчивому миру вещей.

. Другие эстетические категории

Динамически возвышенное Динамически возвышенное есть, по Канту, эстетическое суждение, в котором природа рассматривается как сила, но как сила, не действующая на нас насильственным образом Согласно Канту, бывают ситуации, когда мы созерцаем силы природы, угрожающие нам и без- мерно превосходящие нашу способность сопротивления. Если опасность при этом реальна и если мы сознаем свое полное бессилие и ничтожество своей способности сопротивления, то чувство, порождаемое подобной ситуацией, есть чувство страха.

В таком чувстве нет ничего эстетического.

Исследование вопроса: предшествует ли в суждении вкуса чувство О модальности суждения о возвышенном в природе .. которое имеет свой источник только в рефлектирующей способности суждения. Ибо Однако можно считать предмет страшным, не испытывая страха перед ним, если мы судим.

Эти непокоренные силы сфера несвободы порою грозны. Полное овладение ими — дело истории, в ходе которой раскрываются все новые возможности и источники человеческого могущества. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы человека и природы, безграничные перспективы ее освоения — все это отражает возвышенное как категория эстетики. Воспринимая возвышенное, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться эстетически отрицательная эмоция и даже чувство страха.

В зависимости от акцента на тот или иной момент восприятия восторг — страх различают две разновидности возвышенного: Между этими крайностями — веер оттенков возвышенного. Какую же ценность для человечества имеют высокие горы, океаны, космические просторы, если они еще не освоены? Деятельность людей так или иначе втягивает эти явления в сферу общественных отношений. Они выступают в качестве природной среды, служат неисчерпаемой кладовой природы, из которой люди постоянно будут черпать свою мощь и величие.

Даже причиняя разрушение, неся бедствие людям, могучие силы природы не лишаются глобальной перспективной положительной ценности для человеческого рода. Развитие общества, приближая человека к овладению этими силами природы, лишает их пугающих черт, раскрывает их величие, их дружественность, а не враждебность людям. Как только мощное явление природы хотя бы опосредствованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным.

4.2. Динамически возвышенное

Превосходя эстетическую меру, присущую прекрасном, они разворачивают отношение в бесконечность перспективы. Отношение к возвышенным явлений имеет двойственный характер. С одной стороны, это преклонение и уважение, с другой - страх перед несоизмеримостью качеств предмета отношение и возможностей его постижения субъектом восприятия. Объективным источником величественного есть необычные, несоизмеримы с возможностями человека проявления природы: В человеческой жизни проявления возвышенного связанные с высокой степенью нравственности отношение человека к другим, реализуется в героических действиях ради других, ради сохранения нравственных основ жизни.

То есть, поднятой является высокая концентрация нравственного начала в субъекте деятельности, реализована даже ценой собственной жизни.

Для анализа возвышенного необходимо деление, которого анализ и динамически возвышенное (§ 24); Чувство возвышенного предполагает связанное Природа, в эстетическом суждении рассматриваемая как сила, которая не мы находим наши силы недостаточными для этого, оно предмет страха.

Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Возвышенные события требуют ярких, пафосных художественных средств, яркости образов и интенсивности воздействия на читателя. Ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу освоены, поэтому по отношению к ним человек несвободен. Прекрасное — сфера свободы, возвышенное — сфера несвободы человека.

Трагическое в истории эстетики Платон Платон не вместил в рамки своей эстетики высшее достижение античного искусства — трагедию: Платон отказывается принять в государство трагическую музу, ибо это значило бы допустить чтобы в нем царило страдание вместо мудрых законов. Аристотель Аристотель высоко ценил трагедию как вершину искусств. Этот взгляд соответствует ведущему месту, которое трагедия занимала в античной художественной культуре.

Трагедия воспроизводит переход человека от счастья к несчастью. Трагедия — подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, посредством действия, а не рассказа, совершающее благодаря состраданию и страху очищение подобных аффектов Там же.

Видеокурс - Избавление от страхов. 3 урок